Недавно давал интервью про родную Вологду газете «Вечерняя Москва» (верстка ниже). Замечательные вопросы журналиста Александры Беловой заставили меня вновь прогуляться по волнам моей памяти и посетить Вологду, пусть мысленно, но с невероятной любовью и трепетом. Пользуясь случаем хочу показать вам и интереснейший процесс создания интервью, когда из огромного количества текста в печать помещается лишь маленькая часть нашего увлекательного разговора. Наш разговор случился настолько душевный, что я решил выложить всю его расшифровку. Знаю, что в вк много моих читателей из самой Вологды, уверен вам будет интересно пройтись по «моей Вологде», «моими глазами». Тут много про Вологодские театры, про Голоса Истории и про душевность города. ( ТЮЗ - любимый театр Вологды (Вологодский ТЮЗ) Приятного чтения. ••• - Артем, расскажите, пожалуйста, про любимые достопримечательности в Вологде, может быть, с какими-то связаны особые воспоминания? Все воспоминания, конечно, идут из детства. Когда живешь в городе маленьким ребенком, не сразу осознаешь его красоту и отличие от других городов. Воспринимаешь все как данность, и кажется, что так у всех. Только потом, позже, начинаешь понимать, что город на самом деле с интереснейшей, уникальной историей. Красота Вологды открылась мне, когда я учился уже в старшей школе. Для меня город начал открываться с Вологодского Кремля. Если смотреть в историю, то наш Кремль построил Иван Грозный. Царь в то время думал, где сделать столицу. Вологда же имеет очень хорошее географическое расположение: на стыке рек, на повороте реки Вологда. Это идеальное расположение для Кремля, оттуда все хорошо видно. В итоге там был построен белокаменный кремль, какой раньше был в Москве. Есть потрясающая легенда, как однажды Грозный приехал смотреть, как идет строительство, а ему на голову упал кирпич, как уже передавалось из уст в уста. Но в летописи этот случай записан, и там говорится, что сверху упала плинфа - кусок тонкой штукатурки. Царь решил, что это плохое предзнаменование, и столицу здесь делать не стоит, и поехал в Москву. Еще с 1991 года в нашем Кремле проходит Международный театральный фестиваль “Голоса истории”, и все спектакли ставятся именно в Кремле, и памятник архитектуры становится живой декорацией. Мои детские восприятия связаны еще и с этим, когда архитектурный ансамбль был вписан в спектакль. Я в детстве посмотрел огромное количество спектаклей. Этот фестиваль шел не каждый год, а через год. То есть, каждые два года я имел возможность приходить в Кремль и открывать его по-новому. Для меня, как для ребенка, у которого уже зарождался творческий потенциал, то, как архитектура была вписана в театральную постановку, производило неизгладимое впечатление. А еще у меня в памяти всплывают резные палисады, архитектура деревянных домов. У нас же огромное количество памятников архитектуры! Одно время они начали пропадать, потому что дерево сложно сохранять. Но сейчас в Вологде много меценатов, которые реставрируют, возвращают зданиям исторический облик по старым фотографиям и сохраняют старую Вологду. Сюда стоит приехать хотя бы ради того, чтобы просто посмотреть, как история дышит в этом городе. Я только с возрастом начал это ценить. В детстве казалось, что резные остановки, резные заборы, ставни на каждом доме - это есть во всех городах, но оказалось, что это не так. Это большое достояние для нас для всех, поэтому когда я сейчас приезжаю в Вологду, я с огромным удовольствием прихожу в Кремль, брожу по старым районам. Меня вес это очень греет и радует. - Какие места лично у вас любимые в Вологде? Я очень люблю старый район. Я люблю набережную реки Вологда, где памятник Батюшкову. Люблю Софийский собор. Это, конечно, потрясающей энергетики место. Это чувствуется, что место не просто так выбрано. И, конечно, колокольня Софийского собора, и вот это весь архитектурный комплекс Вологодского Кремля, он потрясающий. В моем детстве Вологда была двухэтажная. Я сам прожил долгое время в двухэтажном доме на восемь квартир. Я очень люблю эти районы, и, когда приезжаю, обязательно всегда пройдусь по ним, отдам дань детским воспоминаниям. Я очень люблю пройтись по своим старым маршрутам, по которым я ходил в школу или магазин, или по дворам, в которых мы играли с друзьями. Это меня греет. Мое детство прошло в Заречье, и я его очень люблю. Мне нравится и старая часть города, которую сейчас восстановили, где есть памятник букве “О”. В Вологде же характерный северный говор. Он окающий, многоударный. Мне дороги и места моего творческого становления. Это Вологодский театр юного зрителя, который сейчас называется Вологодским театром для детей и молодежи, и Вологодский драматический театр, и Вологодский театр кукол “Теремок”. - Как часто вы ходили в театр в детстве? Все мое детство прошло в театре, я был там каждый день. В то время мне эта история казалась обыденной, но сейчас я понимаю, что это очень необычная история. Впервые я попал в театра с родителями, и около 10 лет сходил в ТЮЗ и надо отдать должное, именно там и проходило мое творческое становление, за что я очень благодарен руководителю, Борису Александровичу Гранатову, который создавал ТЮЗ того времени. Он в то время был уникальный, модерновый, и потрясающими художниками. Тандем Бориса Гранатов (режиссер -постановщик), Ольги Резниченко (художник по костюмам) и Степана Зограбяна (художник-сценограф), и их спектакли всегда были настоящими шедеврами. Я даже сейчас скучаю по этому театру. С 10 лет я уже каждый день ходил в театр. Если это были выходные, я приходил на утренний. а потом оставался на вечерний. В будние дни я ходил на вечерние спектакли. Каждый спектакль я посетил раз по двадцать, коллекционировал все программки, знал все наизусть, видел, как меняется спектакль из года в год, как играют разные составы - это потрясающе! Я с трепетом вспоминаю спектакли, я знал всех актеров. Постепенно меня тоже начали узнавать в театре. Ко мне в театре люди проникались, пускали меня за кулисы общаться с артистами, есплатно меня пускали на спектакль, и я очень благодарен за это. Сейчас я понимаю, какая это редкость, чтобы так поддерживали желание ребенка ходить в театр. Все люди театра сделали меня таким, какой я есть, поддержав мое стремление развиваться в этом направлении. Я чаще, конечно, ходил в ТЮЗ, но весь репертуар Вологодского драматического театра я тоже отсмотрел. Учителя даже обращались ко мне за советом, потому что знали, что я смотрел все. Это меня подкупало и учило общению со взрослыми по-взрослому. У меня никогда с учителями не было разделения на ребенка и взрослого. Мы всегда общались на равных, но в то же время не панибратски. Это тоже важно и ценно для меня. - А какими Вам видятся вологжане? Вологжане видятся мне родными. Это люди северные. Они кажутся немного насупленными в начале, но внутри всегда теплые и радушные, если они тебе открываются. Это можно сравнить с долгой прогулкой по холоду, замерзнуть, а потом прийти в теплый дом и быть согретым теплом, уютом и заботой людей. Вологда научила меня ценить семью и душевность, любить историю. - Не пришлось ли Вам избавляться от вологодского говора? Северный говор есть, и речевая характерность присуща: это многоударность, добавление всяких “-то” “дак да” в речь. Мне даже пришлось, будучи студентом Щукинского училища избавляться от говора, точнее переучиваться на московский. Но, конечно же, вологодский я не забыл. Я его часто люблю использовать в ролях, и в каких-то своих жизненных проявлениях, немного с юмором. Он милый. Так говорила моя бабушка, так говорили мои родители. Еще иногда я слышу его, когда общаюсь и с погодками, но от года к году они редуцируются, потому что мы все больше слышим речь, сейчас же есть инстаграм, мы много слышим московскую, правильную речь и говор истощается. Но важно научиться его хранить и пользоваться им как краской. У меня это именно актерская краска, и я применяю ее там, где она рождает новые нюансы. Когда я был студентом, я очень переживал, что у меня есть такой говор. Меня все ругали, и я не понимал своего богатства, не понимал того, что у меня есть та черта, которой нет больше ни у кого, и она у меня не приобретенная, а врожденная. Мне всего лишь нужно научиться просто правильно говорить для того, чтобы нравится другим, но сохранить свою естественность свои корни в виде моего диалекта. - Чем вы гордитесь своей малой родине, что первый очень хотелось бы показать туристам? Природу!Потрясающую зиму, потрясающее лето в Вологде! Я хотел бы показать величие Кремля и красоту наших рек, историю, которая сохранилась. Я хотел бы показать те места, в которых можно почувствовать, что время остановилось, и стоит только одеться в костюм другого времени - и вот ты уже в другой эпохе! Вот эту машину времени я хотел бы показать. Я очень советую людям, которые интересуются краеведением, познанием русских городов, я очень рекомендую посетить Вологду. Там, как нигде больше, чувствуется связь времен, и это не просто пафосные слова. Всем, кто любит внутренний туризм Вологда принесет потрясающее удовольствие! - Какая Вологда именно для Вас? Во всех ответах я хотел рассказать, какая Вологда именно для меня. Она очень родная, ассоциируется у меня с родителями, с домом, с бабушками и дедушками, с детством, с зарождающимся во мне творчеством, с театром. Вологда ведь очень театральная. Она ассоциируется у меня с историями, с памятниками архитектуры, с Кремлем, с душевными людьми. с душой. Все это определяет душевность. Вся та душевность, все тепло, которое у меня есть - я обязан эти Вологде. Конечно же, с моими театральными наставниками, первой студией школьными педагогами. Я дружен со всеми своими учителями. Я стараюсь приезжать в Вологду каждый год, и мы всегда встречаемся с ними. и всегда это теплые встречи. Это же связь с корнями, и я это не забываю. Я помню свой род, я горжусь, что я родился в Вологде, и этот корешок связывает меня с Россией, может быть, чуть больше, чем ребят, которые родились и выросли в столице. Я чувствую эту глубину. Будучи уже преподавателем в ВУЗах в России и в США, я понял, что истоки - это очень важно. Мы же несем ответственность перед всеми людьми, которые по крупицам в нас что-то вкладывали и сделали нас такими, какие мы есть!

Теги других блогов: история Вологда театры